Александр Кержаков
Нападающий "Зенита" и сборной России Александр Кержаков дал большое интервью журналисту "Спорт-Экспресс".
- Кроме 28 апреля, когда "Зенит" стал чемпионом, какой самый радостный день в этом году?
- 6 мая. После матча со "Спартаком" отмечали чемпионство в закрытом клубе. Было весело. Там и отошел немножко от поражения. Нельзя же на этом зацикливаться, тем более что главная цель в сезоне достигнута. Хотя все равно вышло как в анекдоте - ложки нашлись, а осадок остался.
- Самый грустный день в 2012-м? - Особых поводов для грусти не было. Разочарования случались. Например, когда проиграли "Спартаку". Тяжелые воспоминания связаны и с травмой Данни на сборах. Я в этот момент был рядом, видел все своими глазами. Игровая ситуация - просто в борьбе за мяч Данни неудачно поставил ногу. Но так закричал от боли, что я сразу понял - с коленом беда.
- Самый трудный матч в нынешнем сезоне? - Золотой - с "Динамо". Близость чемпионства добавляла психологического напряжения. А из-за удаления Кости Зырянова почти весь второй тайм пришлось обороняться вдесятером. Набегались так, что от усталости в раздевалке меня выворачивало. На празднование не было уже ни сил, ни эмоций. Давно после игры не чувствовал себя настолько опустошенным.
- Одни выезжают на таланте, другие - на трудолюбии и воле. Кто из знакомых вам игроков самый талантливый? - Андрей Аршавин. Несмотря на скромные габариты, стал лучшим футболистом России. По крайней мере за последние лет десять.
- Самый трудолюбивый? - Я всегда уважал игроков, которые в возрасте футбольно-ветеранском тренируются больше молодых. Раньше в этом смысле поражал Саша Горшков, сегодня - Сергей Семак и Костя Зырянов.
- Самый волевой? - Володя Габулов. Когда Веллитон сломал ему скулу, он делал все, чтобы как можно быстрее вернуться на поле. Тренироваться начал в маске, играл же без нее. Врачи предупреждали, что Володя рискует. Но он мужественно бросался за каждым мячом. Характер!
- Если скажу: "Александр Кержаков - самый…" - какими словами продолжите? - Есть более волевые, трудолюбивые и талантливые футболисты, чем я. Зато все эпизоды на поле отрабатываю до конца. Таскать рояль меня не пугает. Если нужно команде, буду 90 минут бегать без мяча.
- Самый неудобный защитник, против которого играли? - Серега Игнашевич и Вася Березуцкий. Опытные, сыгранные, жесткие. Меня никогда не щадят. Правда, мяч стараются отбирать чисто.
- Самый грубый? - Центральные защитники сборной Андорры. Фамилии не помню. Высоченные, под метр девяносто. Всю игру били по ногам, специально шипами наступали. Разорвали гетры. У меня после матча голеностопы распухли и кровоточили. Таких подлых футболистов больше не встречал. Могли двинуть локтем исподтишка, плюнуть в спину. Аршавин тогда сорвался, ответил, и тут же ему влепили красную карточку. Меня тоже пытались спровоцировать. Были в курсе, что играю в "Севилье", и материли по-испански. Кулаки чесались, но я понимал, что надо держать себя в руках.
- Самый быстрый футболист на вашей памяти? - Из наших - наверное, Ренат Янбаев. В Испании потряс Хесус Навас. Угнаться за ним невозможно, причем он и с мячом работает фантастически быстро.
- Самое нелюбимое упражнение на сборах? - Фартлек - бег с ускорениями в рваном ритме. У Юрия Андреевича (Морозова) я и тест Купера застал. Тоже мука! Хотя были в том "Зените" люди, которым нравились именно такие тренировки. С мячом у них получалось похуже.
- Кто в "Зените" поднимает самую тяжелую штангу? - Гарик Денисов - более 100 кг. Впрочем до Эрика Хагена ему далеко. Норвежец этот вес брал одной рукой. Но самым мощным был уругваец Эрнесто Чевантон из "Севильи". Когда он подходил к штанге, вся команда замирала. С каждой стороны вешал по пять огромных блинов. Не знаю, сколько точно набиралось килограммов, но гриф под этим весом прогибался. А Чевантон, который ростом пониже меня, спокойно жал три-четыре раза. Зрелище не для слабонервных. Мой личный рекорд - около 100 кг. Но сейчас штангой не увлекаюсь.
- Самая длинная тренировка в вашей жизни? - У Лучано Спаллетти в 2010-м на первом сборе. Два часа сорок пять минут! За это время успели всё - позаниматься на песке, побегать вокруг поля и поработать с мячом. Тренеру, конечно, виднее, но если в том сезоне мы выиграли чемпионат - значит, такой подход оправдан.
- Самый жесткий тренер, с которым пересекались? - Юрий Андреевич. Иногда крыл последними словами, хотя к этому я был готов. Морозова в команде боялись. Но иначе в 2001-м нам бы вряд ли удалось взять бронзу. А уже на следующий год здоровье пошатнулось, и Юрий Андреевич стал гораздо мягче. Доходило до того, что со мной и Аршавиным, 19-летними пацанами, советовался, кого включать в состав. Еще, если заговорили о жесткости, упомяну отца. Теперь-то он критикует в сдержанно-ироничном стиле, а раньше от него влетало по первое число!
- Самый добрый тренер? - Владимир Ильич Петров, у которого я начинал в школе "Зенита". Человек удивительной доброты. Никогда не повышал голос, не оскорблял ребят. Он умер в прошлом году. К сожалению, не похороны я не попал - в этот день играли на выезде с ЦСКА.
- Однажды в "Вольфсбурге" Феликс Магат устроил игрокам кросс на нудистском пляже. Объяснил тем, что хотел вызвать у них дополнительное желание тренироваться. Самое необычное место, где тренировались вы? - На пляжах и у нас тренировки бывают, но с нудистами не сталкивался. При Юрии Андреевиче мы как-то зимой играли на замерзшем пруду около базы в Удельной. То ли поле решили поберечь, то ли по какой-то другой причине. А Петржела в 2005-м привез "Зенит" на горный курорт во Франции и поставил на лыжи. Я кататься на них не умею, поэтому нередко заворачивал за угол и отсиживался в сугробе. Если делаешь все неправильно, нагружая совсем не те мышцы, которые надо, - какая от этого польза? Неделю мы не видели мяча!
- Самый неожиданный пункт, который пытались внести в ваш контракт? - 2001 год. Кабинет Морозова. Иду подписывать свой первый контракт с "Зенитом". Когда протянули пустой бланк, я оторопел. Точнее, что-то там было пропечатано, но графа "заработаная плата" пустовала. Мне объяснили, что это формальность, мол, типовое соглашение, которое отсылается в лигу. Я наотрез отказался ставить подпись. Был наслышан, как в наших клубах игрокам вписывали совершенно не то, о чем договаривались. Получил нагоняй от Юрия Андреевича, затем состоялся непростой разговор с президентом клуба Мутко. "Зенит" через два дня улетал на сбор в Турцию. В итоге контракт заключил на базе за час до отъезда в аэропорт. Там уже всё четко прописали. Помню, один из пунктов: "Клуб предоставляет служебный автомобиль "Жигули" восьмой модели". Для меня это было пределом мечтаний. Виталий Леонтьевич, обратив внимание на этот пункт, размашисто перечеркнул его со словами: "В нашем клубе игроки ездят минимум на "девятке"!"
- Самый лучший хоккеист из игроков "Зенита"? - Широков. Он и СКА, уверен, пригодился бы. Я серьезно! Рома на льду выглядит очень прилично. О себе такого сказать не могу. Я вообще этой весной впервые на коньках прокатился. Как ни странно, в детстве мечтал о карьере хоккейного вратаря. Коньков у меня не было, на дворовую площадку выходил с клюшкой, в валенках и тулупе. Становился в ворота. Играли мы теннисным мячиком. Пару раз так попадали в нос, что разбивали до крови. Но если б была шайба, без сотрясения бы не обошлось.
- Какой вид спорта кажется вам самым нудным? - Конный. И парус. Любые игровые виды смотрю охотно. В том числе бейсбол и керлинг.
- Самый надоевший вопрос от журналистов? - В смешанной зоне спрашивают об одном и том же, но это не проблема. Говорим же об игре. Вот вопрос о девизе - "Бил, бью и буду бить" действительно поднадоел. Как и о моей книге, которая вышла десять лет назад. Я ее с тех пор не открывал.
- А самый трудный вопрос? - Если соглашаюсь на интервью, всегда отвечаю честно. Разве что о личной жизни стараюсь рассказывать поменьше. Допустим, кто-то знает о моем разводе, но я не считаю нужным делиться об этом со всеми.
- Самый удивительный вопрос, с которым к вам обратилась дочка? - Даше шесть лет. Порой такие вопросы задает - хоть стой, хоть падай. Откуда берутся дети, мы уже проходили. Я объяснил - из животика. Дочка развивать тему не стала. Сложнее всего объяснить ребенку доступным языком какие-то умные слова, которые где-то услышала. А когда был День космонавтики, Даша вернулась из садика и спросила: "Сколько планет в Солнечной системе?" Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн я назвал. Оставшиеся сидели вместе и вспоминали.
- Самая интересная книга, которая побывала в ваших руках за последнее время? - "Чаша "Мараканы" Игоря Фесуненко. В детстве перечитывал ее много раз. Врезался в память эпизод, как Пеле на первые футбольные заработки купил родителям стиральную машину. В те годы для бразильской бедноты это было что-то невероятное. Семья для Пеле важнее всего. Ни деньги, ни популярность его не сломали. Год назад отец нашел дома эту потрепанную книжку, и отдал мне. Постоянно вожу ее в машине. Время от времени пролистываю, освежаю впечатления.
- Самая скучная книга - которую так и не до читали? - Когда открываю Достоевского, Толстого, Зощенко, примерно догадываюсь, что меня ждет. Могу с кем-то посоветоваться по поводу книжки. Но бывало, покупал, ориентируясь лишь на громкое имя писателя. Когда-то все зачитывались Пелевиным. Я взял "Generation П ". Долго пытался вникнуть, потом бросил. На любителя книга. Еще как-то из любопытства решил ознакомиться с творчеством маркиза де Сада. Такая пошлятина! На третьей страничке закрыл.
- Самый большой счет, который вам приносили в ресторане? - В 2010 году. Повод был что надо - день рождения и первая для меня победа в чемпионате. В ресторане собралось человек пятьдесят - вся команда плюс родные, друзья. Погуляли на славу. Счет, который был весьма внушительным, настроение не испортил. От цифр воздержусь.
- Самое незначительное, на что вам последний раз не хватило денег? - Зашел в магазин за соками. Кредитки не принимали, а наличных с собой было в обрез. На кассе выяснилось, что не хватает рублей двенадцать. Пришлось возвращаться в машину - какая-то мелочь там всегда лежит. Еле-еле наскреб. Давно со мной такого не случалось.
- Самая бессмысленная покупка? - Все, что нужно, у меня уже есть. Деньги в основном трачу на еду. Я не шопоголик. Дома нет ни одной вещи, которую бы купил - и ни разу не надел.
- Самый ужасный напиток, который когда-нибудь пили? - "Б-52". Это было в далекой молодости. Так получилось, что коктейль оказался лишним. С того дня даже запаха его не выношу.
- Виктор Файзулин провел отпуск в Полинезии. Самая экзотическая страна, где побывали вы? - По сравнению с Витей мои путешествия на что-то диковинное не тянут - Сейшелы, Мальдивы… Зато зимой был на охоте в Карелии и под Воронежем. Завалил двух кабанов. Вот это для меня настоящая экзотика. Прошлым летом на маленькой яхте друга рыбачили на Ладожском озере. Потом шторм, причалили к Коневецкому монастырю. Там заночевали. Красивые места. Шторм я перенес нормально, хотя было неприятно. Волны, гроза. Самое жуткое для меня - если не вижу берега. На Мальдивах была история. Отправились смотреть дельфинов на катере. После того как он развернулся носом к океану, меня охватил панический страх. Сразу попросил капитана поставить катер так, чтоб берег находился в поле зрения. Тогда еще терпимо.
- Что приносит вам самое большое удовольствие в жизни? - Когда подходит дочка, обнимает и говорит: "Папа, я тебя люблю!" В этот момент думаешь - больше ничего для счастья не надо.
- Саша, у меня две маленькие дочки. Как я вас понимаю!
|